А игры не будет, что ж тогда остаётся?
Л.Н. Толстой «Детство»
…через детей последующих поколений
детские игры снова повторяются, снова
оживляются в памяти живущих поколений
и снова молодеют…
Е.А. Покровский
В течение 2023/2024 учебного года специалисты Волосовского ППМС-центра проводят коррекционно-развивающие занятия с первоклассниками Волосовской начальной школы «Радуга» по программе, способствующей развитию сенсорно-перцептивной сферы и речи младших школьников. Программа состоит из серии занятий, основанных на привлечении детского фольклорного материала – русских народных малых форм: считалок, поговорок, загадок, сказок, игр, как подвижных, так и малоподвижных, в том числе музыкальных.
Использование русских народных подвижных игр в коррекционно-развивающей работе с детьми позволяет улучшить двигательные возможности детей, укрепить их физические силы, расширить их кругозор, развить память, мышление, волевые качества. Подвижные игры мотивируют ребёнка к общению, развивают речь как средство общения.
Исследователи отмечают, что в старые времена на Руси существовало около трёх тысяч игр. Даже представить себе это трудно! Конечно, далеко не все игры сохранились до наших дней. А те, которые сохранились, наверное, являются самыми интересными и увлекательными.
В большинство русских народных игр играют на свежем воздухе. Игры эти очень разнообразны, требуют много движения, находчивости, смекалки, дают массу всяких физических навыков и умений. Такие игры не только полезны для здоровья, но и необходимы для воспитания смелости, ловкости, упорства и достижения цели, то есть для становления характера человека.
Первоклассникам полюбились такие игры как горелки, жмурки, игры с мячом, музыкальные хороводные. Игра в жмурки была распространена во многих областях России и имела разные названия «Слепая сковорода», «Жмачки», «Куриная слепота», «Кривой петух».
Прежде чем начать игру, дети хором вели разговор с водящим:
- Кот, кот, на чём стоишь?
- На квашне
- Что в квашне?
- Квас
- Лови мышей, а не нас!».
Ребята поговорят так с водящим, ещё заставят его несколько раз повернуться на одном месте, и только после этого водящий начинает искать играющих, как правило, с закрытыми, зажмуренными глазами.
Привлекательны оказались для ребят в русских играх различные попевки. В игре «Уголки» каждая перебежка сопровождается попевкой. При последнем слове играющие меняются местами, а водящий стремится занять освободившийся во время перебежки уголок.
Правила народных игр складывались и проверялись многими десятилетиями, даже веками, в их создании принимали участие многие поколения ребят, жившие на нашей земле. И это очень мудрые правила. Поэтому мы не стали изменять их, усложнять, а тем более облегчать, чтобы не потерять какого-то секрета в увлекательности этих игр.
Использование фольклорного материала помогает первоклассникам в развитии сенсорно-перцептивной сферы и речи, что должно положительно сказаться на общем уровне развития детей и освоению ими школьной программы.